«Люди работы выглядят ровно: взгляни на еврея, землей полированного»
В 1925 году Владимир Маяковский полгода провел за рубежом. Три месяца заняло путешествие по США. Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, встречи со старым другом и наставником Давидом Бурлюком, экскурсии на заводы, бильярдные и джазовые клубы, но главное – выступления с чтением стихов и докладов и ответами на вопросы.
Организацией лекций поэта в Америке занимались рабочие газеты: одна русская и одна еврейская, что неудивительно, поскольку большую часть русскоязычной публики составляли евреи. Как отмечал в книге очерков «Моё открытие Америки» В. Маяковский, в Нью-Йорке проживало 1,7 миллиона евреев, а в Детройте 80 тыс. (русских соответственно 300 тыс. и 20 тыс.). Конечно, их живо интересовали попытки разрешения еврейского вопроса в СССР. 12 сентября 1925 г. В. Маяковский выступил на Кони-Айленде, в Нью-Йорке, на благотворительном вечере, которое организовало в пользу советских евреев-переселенцев американское общество содействия еврейской колонизации в России ИКОР. Говорили об интернационализме, борьбе с антисемитизмом и получивших широкий резонанс во всем мире проектах советского правительства – привлечении евреев к работе на земле и их землеустройстве в южных районах СССР с последующей организацией еврейской автономии.
Еврейскую сельскохозяйственную колонизацию и возможное создание «Красного Сиона» на берегах Черного моря обсуждали в середине 1920-х гг. в британском парламенте, на собраниях американских писателей, в Варшавском институте по изучению проблем нацменьшинств, в редакциях эмигрантских русских и украинских газет, в Палестине и т.д.
В. Маяковский же не ограничился беседами с американскими евреями и в 1926 г. принял активное участие в работе над сценарием и титрами к пропагандистскому документальному фильму «Евреи на земле» (режиссер Абрам Роом, соавтор сценария Виктор Шкловский, организатор съемок Лиля Брик). Кроме того, поэт вступил в Московское отделение Общества землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ), написал и лично прочитал 17 ноября 1926 г. на вечере «Писатели народов СССР – ОЗЕТу» стихотворение «Еврей», где призвал рабочих «честно взглянуть в глаза еврейской нищеты».
Откуда вообще появилась идея еврейской сельскохозяйственной колонизации? Кто был ее инициатором и проводником? Действительно ли планировалось создание еврейской республики в Крыму? Как отреагировали на это в стране и за границей? И чем завершилась история всех этих проектов и занимавшихся ими организаций, среди которых важное место занимало Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ)?
В 1908 г. в Санкт-Петербурге был опубликован очерк бывшего земского статистика и депутата I Государственной думы от Екатеринославской губернии М.Е. Земцова «Еврейские крестьяне». Во введении автор писал: «Существование в России евреев-земледельцев, или другими словами доподлинных евреев-крестьян, многим покажется чистым откровением». Между тем первые еврейские колонии появились в России в начале XIX в. вскоре после утверждения в 1804 г. Положения об устройстве евреев, разрешившего покупку и аренду евреями земли в западных и южных губерниях. Первые поселения появляются в Херсонской губернии, позднее – в Бессарабской области и Екатеринославской губернии, в которой к началу ХХ в. насчитывалось 17 еврейских колоний и 1277 семейств (хозяйств). События революции и Гражданской войны 1917–1920 гг., когда, с одной стороны, была отменена черта оседлости, а с другой, прокатилась череда погромов, в которых отметились все противоборствующие стороны, привели к упадку земледельческих хозяйств.
В докладной записке председатель Центрального бюро еврейских коммунистических секций С.М. Диманштейна в ЦК от 11 мая 1919 г. содержалась просьба «дать директивы Наркомзему и советским правительствам окраин о необходимости принять меры к привлечению еврейских масс к земледельческому труду».
В ноябре 1923 г. сотрудник Наркомата земледелия и директор первой Всесоюзной сельскохозяйственной и промышленно-кустарной выставки А.Г. Брагин представил докладную записку, где, отметив экономическое и культурное вырождение еврейских трудовых масс, предложил программу не только перехода к земледельческому труду, но и в ближайшей перспективе – выделения колоний в «особую еврейскую автономную область». Месторасположением ее должны были стать районы Северного Крыма, степной полосы Украины и Черноморского побережья вплоть до Абхазии. 20 февраля 1924 г. основные пункты записки Брагина были обнародованы в сообщении Еврейского телеграфного агентства (ЕТА) из Москвы. Более того, представитель ЕТА сообщал, что проект Брагина обсуждался советским руководством и был поддержан Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Н.И. Бухариным, А.Д. Цурюпой и др.
Важный импульс развернувшемуся на рубеже 1910-1920-х гг. процессу оседания евреев на земле придало начало сотрудничества советских властей с еврейской благотворительной организацией «Джойнт» с центром в Нью-Йорке. В 1924 г. была создана корпорация «Агро-Джойнт», заключившая ряд договоров с советским правительством в лице Комитета по земельному устройству трудящихся евреев при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР (КомЗЕТ). КомЗЕТ, образованный в августе 1924 г., обязывался оказывать содействие отводу земель для переходящих к сельскому хозяйству евреев и всячески облегчать работу «Агро-Джойнта», который брал на себя финансовое и материальное обеспечение переселенцев. За счет сборов среди еврейских общин США и пожертвований крупных бизнесменов «Агро-Джойнт» выстроил инфраструктуру, которая на пике своей деятельности насчитывала 300 сотрудников, руководила постройкой и заселением примерно 200 поселений, помогала 30 ранее основанным колониям и управляла несколькими тракторными колоннами. Всего до 1937 г., когда деятельность организации была свернута, помощь оказали 200 тыс. поселенцев, на что было потрачено 16 млн долларов.
Большую роль в сборе и распределении средств, а также в пропаганде и популяризации проекта сыграло Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ), созданное в Москве в январе 1925 г. Первым руководителем общества стал бывший член Президиума ВСНХ Ю.М. Ларин, которого вскоре сменил С.М. Диманштейн. Как следовало из Устава общества, к задачам его относилось оказание агрикультурной и юридической помощи евреям, желающим заниматься земледелием; помощь путем пособий, ссуд и инструктирования образовавшимся поселениям и коммунам; содействие КомЗЕТу в осуществлении его задач; поиск средств для земельного устройства евреев как в СССР, так и за его пределами.
В 1926 г. в рядах ОЗЕТа состояло 60 тыс. человек, в 1930 г. более 300 тыс. Сотни отделений и пунктов организации действовали на Украине, в Белоруссии, РСФСР, а также в Узбекистане, Грузии и Азербайджане. В 1927 и 1929 гг. были проведены две всесоюзные ОЗЕТ-лотереи, во время которых было распространено 3 млн билетов и собрано 1,033 млн рублей. В то время как «КомЗЕТ» взаимодействовал с «Агро-Джойнтом», ОЗЕТ поддерживал связи с другими заграничными организациями, от которых за 1925-1930 гг. получил 515 тыс. рублей. Организацией издавался с 1927 г. журнал «Трибуна» (16 тыс. подписчиков в 1930 г.), проводились выставки, устраивались поездки рабочих, красноармейских и пионерских делегаций по еврейским поселениям. Приоритетной задачей ОЗЕТа было культурное обслуживание поселенцев путем организации школ и агрошкол, изб-читален, красных уголков, драмкружков, детских площадок,
Параллельно с реализацией программы перехода еврейских масс к земледелию развивалась идея создания еврейской автономной единицы в Северном Причерноморье, заявленная А.Г. Брагиным в 1923 г. и поддержанная председателем ОЗЕТа Ю.М. Лариным и председателем ЦИК СССР и ВЦИК РСФСР М.И. Калининым. Что касается И.В. Сталина, то он выступал за создание на территории СССР Еврейской советской республики с компактным большинством из евреев, но свидетельств его поддержки проекта создания таковой в Крыму или в южной части Украины не имеется. Постановлениями Политбюро ЦК ВКП(б) от 18 марта и 8 июля 1926 г. было решено «держать курс на возможность организации автономной еврейской единицы при благоприятных результатах переселения». Выступая на I Всесоюзном съезде ОЗЕТа в ноябре 1926 г. М.И. Калинин провозгласил, что предпринимаемые советской властью мероприятия ведут к тому, что еврейское население «впервые обретает отечество» и «Советский Союз должен быть отечеством, в десятки раз более настоящим отечеством для еврейских масс, чем любая буржуазная Палестина (бурные аплодисменты)».
При этом методы, которыми предлагалось создать в СССР «настоящее отечество для еврейских масс», вызвали далеко неоднозначную реакцию среди населения страны и политического руководства тех республик, где происходила еврейская колонизация. Проект встретил сопротивление украинских политических кругов, руководства Крымской автономной республики, а также наркома земледелия СССР А.П. Смирнова. Последний в записке в Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 апреля 1926 г. писал, что «многочисленные попытки создания для еврейского переселения исключительно благоприятных условий, в ущерб интересам и земельно-хозяйственным стремлениям широких земледельческих масс СССР, вызывают среди последних острое повышение противоеврейских настроений». Таким образом, задуманное в качестве противоядия антисемитизму мероприятие давало прямо противоположный эффект.
В итоге в конце 1920-х гг. руководство страны приходит к выводу о нецелесообразности создания еврейской автономии в Северном Причерноморье, и в качестве нового «отечества» утверждается Биробиджанский район, где в 1934 г. появляется Еврейская автономная область. При этом сельскохозяйственная колонизация в Крыму, на Украине и в некоторых других республиках и областях юга и запада СССР продолжилась, возникло несколько еврейских национальных районов. Согласно переписи населения 1939 г., в Крыму проживало 65 тыс. евреев, из них 18 тыс. – в сельской местности.
ОЗЕТ и КомЗЕТ были ликвидированы в 1938 г., многие из активных работников организаций погибли в ходе репрессий, а не успевшие эвакуироваться жители еврейских поселений стали в годы Великой Отечественной войны жертвами нацистов и их пособников. В феврале 1944 г. лидеры Еврейского антифашистского комитета СССР С.М. Михоэлс, Ш. Эпштейн и И. Фефер обратились к советскому руководству с идеей создания Еврейской ССР в Крыму, но она не была поддержана. Часть евреев вернулась после войны в основанные в 1920-е гг. поселения: в середине 1960-х гг. 114 евреев проживало в селе Восход (бывшая колония Найлебен), 104 – в Климово (бывшее поселение Ротендорф), по несколько десятков – в селах Заря (бывший Ойфлейбунг) и Знаменка (Фрайфельд). Но идея массового еврейского землеустройства в СССР к тому времени стала уже историей.
Автор: Е.М. Григорьев, Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)
Изображение (фото): РГАСПИ
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: